Рекомендации по режиму дня школьника: соотношение учебной и внеучебной нагрузки, режим сна, отдыха и питания
Начался новый учебный год, и для того, чтобы справляться с многочисленными нагрузками, школьнику необходимо соблюдать режим дня. Рациональный режим дня дисциплинирует, повышает работоспособность, успеваемость, способствует нормальному росту и развитию. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу.
Главным в распорядке дня должно быть чередование умственной нагрузки, труда и отдыха. Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.
Начинать день следует с утренней гимнастики. Она улучшает кровоснабжение головного мозга, укрепляет нервную систему, создает бодрое, хорошее настроение.
Умственная работа, а также большая подвижная деятельность детей сопровождаются значительным расходом энергии, которая должна своевременно пополняться за счет питания, чтобы обеспечить хорошую работоспособность организма.
Обязательно приучайте ребёнка завтракать; питание школьника должно быть разнообразным, богатым белками, микроэлементами и витаминами. Ежедневно в меню детей необходимо включать мясные, кисломолочные, молочные продукты, овощные блюда, фрукты, блюда с растительными маслами, каши.
Необходимо соблюдать определенное время, кратность приема пищи (4 - 5 раз в день) и интервалы между ними (3,5 - 4 час.). Очень важно, чтобы ребенок получал горячее питание в школе. В каждом образовательном учреждении разработаны комплексы завтраков, обедов, исходя из рекомендованных норм потребления продуктов, с учетом потребности школьника в основных пищевых веществах (белки, жиры, углеводы) и энергетической ценности (калорийности), которые компенсируют энергозатраты в течение учебного дня.
Для школьников требуется 5 приемов пищи в сутки в зависимости от нагрузки, через 4-5 часов.
Завтрак дома 7.30-8.00
Горячий завтрак в школе 11.00-11.30
Обед в школе 12:30-13:00 или дома 14.00-14.30
Полдник 16.30-17.00
Ужин 19.00-19.30
Прием пищи | Время | Часть дневного рациона |
Первый завтрак | 7.00 | 20% |
Второй завтрак | 10.00 | 15% |
Обед | 13.00 | 40% |
Полдник | 16.00 | 10% |
Ужин | 19.30 | 15% |
По возвращении из школы ребенок должен пообедать и отдохнуть (желательно на свежем воздухе). Школьники должны проводить ежедневно на свежем воздухе не менее 2-3 часов.
Приступать к выполнению домашнего задания рекомендуется не ранее 16 часов, так как именно в это время начинается второй пик (вечерний) повышения суточной работоспособности.
Для учебных занятий дома школьник должен иметь постоянное рабочее место, соответствующее его росту и хорошо освещенное. Стол следует поставить у окна, чтобы свет падал на учебники и тетради слева (если ребенок правша). Очень важна правильная посадка ребёнка во время приготовления домашних заданий. При правильном положении ноги согнуты под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах и опираются на пол или подставку, две трети бедра школьника помещаются на сидении стула, оба предплечья свободно лежат на столе, плечи находятся на одном уровне. Голова и туловище находятся в прямом положении. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30 см. Между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние, равное ладони ребёнка.
Немаловажную роль играет и организация рабочего места школьника, в том числе с использованием компьютера, поскольку проведение занятий с применением персональных электронных средств обучения является неотъемлемой частью учебного процесса.
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране видеодисплейного терминала, на уроке не должна превышать:
для обучающихся в 1-2 классах - 20 мин,
для обучающихся в 3-4 классах - 25 мин,
для обучающихся в 5-9 классах - 30 мин,
для обучающихся в 10-11 классах - 35 мин.
Оптимальное количество занятий с использованием компьютеров в течение учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок, для обучающихся в 5-8 классах - 2 урока, для обучающихся в 9-11 классах - 3 урока.
При работе на компьютере для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических упражнений.
На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отводить полтора-два часа, средних классов - 2-3 часа, старших классов 3-4 часа.
Все дополнительные занятия не должны проводиться в ущерб отдыху, прогулке.
После напряженного учебного дня школьнику необходим полноценный сон. Его продолжительность зависит от возраста и должна быть в 1-4 классе - 10-10,5 часа, в 5-7 классе - 10,5 часа, в 6-9 классе - 9-9,5 часа, в 10-11 классе - 8-9 часов. Школьники младшего возраста должны ложиться спать не позднее 21.00, а старшего – в 22.00 - 22.30.
Полноценность сна обеспечивается его правильной организацией: ложиться спать в одно и то же время, ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.). Также полезна прогулка на свежем воздухе в течение 30-40 минут. Комнату перед сном нужно хорошо проветрить.
Выполнение этих рекомендаций предохраняет нервную систему от переутомления, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня и позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки, способствует гармоничному развитию ребенка.
Заместитель главного врача Талицкого филиала ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области»
Е.А. Перепелкина.
Дата публикации: 7 сентября | Категория: Роспотребнадзор
Свежие публикации данной категории
4 декабря Заболеваемость коронавирусной инфекцией по Пышминскому городскому округу
1 декабря Горячая линия по вопросам качества и безопасности детских товаров, выборе новогодних подарков
1 декабря Как выбрать мандарины
30 ноября О результатах управления рисками для здоровья населения и санитарно-эпидемиологической обстановкой
22 ноября Заболеваемость ОРЗ по Пышминскому ГО за 46 календарную неделю
13 ноября Заболеваемость ОРЗ по Пышминскому ГО за 45 календарную неделю
7 ноября Областной сайт «Защита прав потребителей»
3 ноября Заболеваемость ОРЗ по Пышминскому ГО за 43 календарную неделю
3 октября Зачем нужны прививки?