Молочный эксперимент в 2021 году
Маркировка постепенно вводится в России уже несколько лет, и к 2024-2025 году правительство Российской Федерации рассчитывает подключить к системе практически все потребительские товары. Молочная продукция не стала исключением, и в 2021-2022 году нужно будет в обязательном порядке маркировать молоко, сливки, сливочное масло, сгущенку, йогурты, кефир, мороженое, сыр и творог.
Маркировка отдельных видов готовой молочной продукции началась в порядке эксперимента еще 15 июля 2019 года на основании Постановления Правительства № 836 от 29 июня 2019 года. Тогда участники рынка участвовали в проекте на добровольной основе.
После тестирования технологии 8 ноября 2019 года Распоряжением Правительства № 2647-р было установлено, что молочная продукция будет маркироваться в обязательном порядке.
Постановлением Правительства Свердловской области от 15.12.2020 №2099 утверждены правила маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенности внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции.
Сроки внедрения:
с 20 января 2021 года стартует подготовительный этап: у участников
рынка появилась возможность добровольно маркировать, вводить в оборот и фиксировать выбытие через кассы молочной продукции;
с 1 июня 2021 года маркировка станет обязательной для категорий «мороженое» и «сыры»;
с 1 сентября 2021 года маркировка будет обязательной для всех остальных товаров сроком годности более 40 дней;
с 1 декабря 2021 года маркировка становится обязательной для молочных продуктов сроком годности менее 40 дней. Появится обязанность фиксировать выбытие маркированной продукции через онлайн-кассы;
с 1 сентября 2022 года будет введен обязательный обмен электронными универсальными передаточными документами (далее - УПД), отчет об отгруженной и принятой маркированной продукции;
с 1 декабря 2022 года маркировка станет обязательной для фермеров при продаже через собственную розницу и прямых продажах;
с 1 декабря 2023 года нужно будет вести поэкземплярный учет для продукции со сроками хранения более 40 дней.
Учет всех маркированных товаров, причем не, только молочной продукции, происходит в системе Честный Знак, оператором которой является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Однако с 2018 года отслеживанием товаров животного происхождения, в том числе и молочной продукции, занимается программа Меркурий. ЦРПТ объясняет это следующим образом: Меркурий контролирует движение сырья, а Честный Знак будет следить за готовой продукцией. При преобразовании сырья в готовую продукцию создается связь между производственной ветеринарно-сопроводительной документацией и кодами маркировки, присвоенными готовой продукции из этого сырья. Такой подход обеспечивает полную прослеживаемость продукции и гарантирует ее безопасность для конечного потребителя.
Какая молочная продукция подлежит маркировке?
Перечень молочной продукции, на которую необходимо наносить уникальные DataMatrix коды, установлен Распоряжением Правительства № 792-р (от 28 апреля 2018 года, в редакциях от 2020 года):
Сыры, мороженое и прочие виды пищевого льда - с 1 июня 2021 года;
Молочная продукция со сроком хранения более 40 суток - с 1 сентября 2021 года;
Молочная продукция со сроком хранения до 40 суток включительно - с 1 декабря 2021 года.
Не нужно маркировать молочные продукты, где суммарный вес потребительской упаковки меньше 30 г., продукцию, которая упаковывается при продаже, то есть товары на развес: творог, сметана и др., молоко на разлив.
В системе должны зарегистрироваться все участники рынка: производители, импортеры, дистрибьюторы (оптовые организации), розничные магазины (торговые точки и торговые сети), предприятия общественного питания (кафе, рестораны, бары и др.).
Именно производители будут заниматься получением кодов и нанесением на упаковку - на крышку или бутылку.
Для розничных магазинов и других реализаторов «горячая» дата - декабрь 2021, именно с этого момента торговым точкам в обязательном порядке нужно будет пробивать молочную продукцию на кассе по всем правилам, и отражать продажу для «Честного знака».
Чтобы легально участвовать в обороте маркированной продукции, розничным магазинам и точкам общепита понадобится:
получить усиленную квалифицированную электронную подпись (если таковой ещё не было);
зарегистрироваться в системе Честный Знак;
приобрести онлайн-кассу с фискальным накопителем или обновить прошивку существующей, чтобы техника могла распознавать коды DataMatrix и передавать данные;
заключить договор с оператором официальных данных (далее - ОФД), способным передавать коды (если до этого работали без онлайн-касс или если прежний оператор с маркировкой не дружит);
для сканирования кодов потребуются 2D-сканеры: если их нет, то технику предстоит закупить на кассу и на приёмку;
поставить или обновить программное обеспечение, необходимое для учета маркированных товаров (как правило, речь о кассовой и товароучетной программе);
внедрить систему электронного документооборота (ЭДО при отгрузке и приемке считается обязательным при работе компаний с маркированной продукцией, для молока это актуально с 2022 года);
отладить процессы приемки, продажи и возврата, проинструктировать персонал.
Есть ли возможность игнорировать маркировку. Работать «по старинке» в обход новых требований не получится, иначе можно нарваться на довольно крупные штрафы. Так, за производство молочных продуктов без маркировки придется заплатить:
юридическим лицам — от 50 до 100 тысяч рублей;
должностным лицам — от 5 до 10 тысяч рублей.
За продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в систему маркировки тоже предусмотрена ответственность:
для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч рублей;
для должностных лиц — от 5 до 10 тысяч рублей;
для физических лиц — от 2 до 4 тысяч рублей.
Дата публикации: 18 февраля | Категория: НОВОСТИ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ