Кто обязан иметь разменную монету продавец или покупатель?
Остается актуальным вопрос о наличии сдачи в магазине и о действиях продавца при ее отсутствии.
Должен ли продавец иметь разменные деньги?
Тут не все так просто. Читаем, что говорит закон:
В соответствии с п. 3.8.1. "Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (утв. Минфином РФ 30.08.1993 N 104) директор (заведующий) предприятия либо его заместитель, дежурный администратор обязан обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями, а также чековыми лентами соответствующих размеров, красящей лентой и другими расходными материалами, предусмотренными для данного типа машины.
В соответствии с п. 4.1. "Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (утв. Минфином РФ 30.08.1993 N 104) кассир-операционист или другое материально ответственное лицо (контролер-кассир, официант, продавец, буфетчик, приемщик заказов и др.) обязаны назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю (клиенту) вместе с чеком (при этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно).
В соответствии с письмом Минфина РФ от 01.06.2017 № 03-01-15/34152 типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные приказом Минфина России от 30.08.1993 N 104, не подлежат обязательному применению. Типовые правила фактически утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, которым не предусмотрено издание типовых правил, вследствие чего они не подлежат обязательному применению.
Однако есть другая норма. Согласно ей, продавец не может отказать покупателю в продаже товара практически ни под каким предлогом.
В соответствии с ч. 3 ст. 426 ГК РФ отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
В соответствии с п.2 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). То есть, продавец не может предлагать покупателю вместо сдачи иной товар.
Это значит, что если потребитель продавцу сообщил о своем желании купить у него товар, то он не может ему в этом отказать. Даже по той причине, что у него нет мелкой сдачи.
То есть, продавцу следует позаботиться о том, чтобы она у него была.
Должен ли покупатель иметь разменные деньги?
Тут тоже не все так просто. Читаем, что говорит закон:
По договору розничной купли-продажи продавец обязуется передать покупателю товар (статья 492 ГК РФ). Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи (статья 500 ГК РФ).
Договор между продавцом и покупателем считается заключенным в момент выдачи кассового чека.
Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (статья 493 ГК РФ).
Если покупатель своевременно не оплачивает переданный ему товар, продавец вправе потребовать оплаты товара. Если покупатель отказывается принять и оплатить товар, продавец вправе по своему выбору потребовать оплаты товара либо отказаться от сделки (статья 486 ГК РФ).
Отсюда вывод: потребитель (покупатель) обязан оплатить товар, несмотря на то, что у него нет мелких денег для расчета.
То есть, покупатель должен позаботиться заранее о наличии необходимых денег для расчета.
Исходя из изложенного следует.
- Отказ продавца принять оплату в виде любой денежной купюры означает отказ от заключения договора купли-продажи, который по Гражданскому кодексу Российской Федерации приравнивается к публичному договору. Отказ продавца от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю требуемые товары или услуги не допустим.
Своими действиями продавец фактически отказывает покупателям в заключении договора купли продажи.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. В соответствии со ст. 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации заключения публичного договора применяются положения, предусмотрены пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса. Согласно ч. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд, требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
- Административным законодательством РФ не предусмотрена ответственность за уклонение продавца от заключения договора, и административные органы, в том числе и Роспотребнадзор не обладают правом принудительного побуждения тех или иных хозяйствующих субъектов к совершению каких-либо действий, чьи действия и решения на этот счет носили бы законный и обязательный характер, таким правом обладают только органы судебной власти. Требования к совершению тех или иных действий, рассматриваются исключительно в добровольном или судебном порядке.
- Сегодня ни покупатель, ни продавец не могут требовать друг от друга разменивать деньги. И в то же время каждый из них должен понимать, что иметь размен — это то, что поможет им не нарушить закон.
Продавец к покупателю (или наоборот) могут обратится лишь с просьбой помочь разменять деньги. Но требовать размена друг от друга они не вправе.
Поэтому, дорогие покупатели, приходя в магазин, не могут «приказывать» кассиру срочно найти размен. И кассир, в свою очередь, тоже не может «послать» покупателя за разменом. Как говорится, размен — дело обоюдное...
При нарушении законодательства в сфере защиты прав потребителей граждане могут обращаться в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлов, Камышловском и Пышминском районах, по адресу г. Талица, ул. Красноармейская 32, по телефону (34371) 2-84-22.
Для получения предметной консультации индивидуальные предприниматели и юридические лица так же могут обращаться в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлов, Камышловском и Пышминском районах, по адресу г. Талица, ул. Красноармейская 32, по телефону (34371) 2-84-22 / 2-85-22.
Дмитрий Соловьев, Специалист – эксперт
Талицкого отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области
Дата публикации: 8 апреля 2021 | Категория: Роспотребнадзор
Свежие публикации данной категории
25 ноября Горячая линия по профилактике ВИЧ-инфекции, посвящённая Всемирному Дню борьбы со СПИДом
25 ноября О результатах управления рисками для здоровья населения и санитарно-эпидемиологической обстановкой
11 ноября Как подготовиться к прививке!
7 ноября Профилактика гриппа и ОРВИ в транспорте
6 ноября Увеличим производство и потребление продуктов питания, обогащенных микронутриентами в Пышминском ГО
31 октября Об итогах и эффективности оздоровления детей в Пышминском городском округе