Проблемы потребителей при получении страховой выплаты по полису ОСАГО
В данной статье исследуется вопрос, связанный с получением от страховой компании выплаты в денежной форма форме, что нужно знать страхователю и каждому кто рассчитывает на помощь.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона об ОСАГО владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшей стороне страховая компания производит выплату, а в случае причинения вреда жизни/ здоровью компенсацию за счет собственных средств в счет возмещения причиненного потерпевшему вреда в размере, определенном в соответствии со ст. 12 Закона об ОСАГО. Напоминаю, что лимит ответственности страховщика при причинении вреда имуществу составляет 400 000 рублей, однако если вы оформляли ДТП без сотрудников ДПС при использовании Европротокола, то лимит страховщика в данном случае сокращается до 100 000 рублей.
И так первая проблема, которая возникает у граждан при наступлении ДТП в какую страховую компанию идти.
При наступлении ДТП потребитель имеет право обратиться как в свою страховую компанию, так и в страховую компанию виновника в зависимости от обстоятельств ДТП.
Если полисы страхования ОСАГО есть у всех участников ДТП и пострадали только машины, то потерпевшая сторона обращается с документами в свою страховую компанию. Как указано в законе число участков ДТП может быть и более двух, главное, чтобы полисы были у всех и не был причинен вред здоровью, жизни, либо иному имуществу. Под иным имуществом могут быть, например, сотовые телефоны, дорожные ограждения, знаки и т.д. В случае если таковой вред имеется, либо у потерпевшего нет страхового полиса ОСАГО вы обращаетесь в страховую компанию виновника.
Если у виновника нет страхового полиса ОСАГО, то стоимость ремонта машины вы будет взыскивать через суд, в таком случае страховщик вам правомерно откажет в выплате по ОСАГО.
После того как вы определились со страховой компанией, необходимо собрать пакет документов для обращения. Если каких-либо документов будет недоставать сотрудники страховой всегда сообщат вам об этом. Лучше конечно же указывать телефон в заявлении, в противном случае вам отправят письмо по месту регистрации. Однако иногда возникает проблема с тем, что страховая компания может вам отказать в случае если из показаний участков невозможно установить виновника ДТП. В это случае хочу обратить внимание на абзац четвертый пункта 22 статьи 12 Закона об ОСАГО, который гласит, что в таком случае вы все же вправе претендовать на страховую выплату, но уже в половинном размере.
И так если страховщик у вас принял документы, далее он обязан организовать осмотр вашего транспортного средства, в последующем экспертная организация страховщика изготовит заключение, на основании которого и будет решаться сумма страховой выплаты.
Однако если вы посчитаете, что сумма выплаты существенно занижена, либо страховщик вам отказал в выплате ввиду того, что повреждения на автомобиле не соответствуют обстоятельствам ДТП, вы обращаетесь с претензией в страховую компанию. Тут необходимо все же вам самостоятельно обратиться в экспертную организацию, которая вам подготовит заключение, что стоимость ремонта вашего автомобиля существенно выше чем определил страховщик. Данные затраты все же необходимы, поскольку в дальнейшем свое экспертное заключение поможет вам и не один раз.
После отправки претензии если страховая компания вам не доплачивает, доплачивает в меньшем размере, либо вообще не отвечает, вы уже обращаетесь в службу финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг. Обращение как правило происходит через сайт https://finombudsman.ru/, где на главной странице вы уже видите ссылку «подать обращение». На этом этапе вам пригодится ваше экспертное заключение, которое вы будете отправлять финансовому уполномоченному. Отправка претензии и обращения к финансовому уполномоченному имеет обязательное условие, если вы в дальнейшем планируете обратиться в суд.
Обращение финансовому уполномоченному может быть направлено одним из следующих способов:
- В электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного. С 01.08.2021 года создание личного кабинета потребителя финансовых услуг на сайте АНО «СОДФУ» осуществляется исключительно с использованием подтверждённой учётной записи на гос. услугах.
- В письменной форме на бумажном носителе по почте.
На этом этапе финансовый уполномоченный поручает своим экспертным организациям определить стоимость ремонта вашего автомобиля и выносит решение либо о доплате страховой выплаты, либо об отказе в удовлетворении ваших требований.
Тут хотелось бы обратить внимание, что в случае если вам финансовый уполномоченный отказал в доплате, либо принял решение о выплате, но в меньшем размере, чем вы рассчитывали, не стоит огорчаться. Как показывает судебная практика решение финансового уполномоченного - документ (акт), подтверждающий соблюдение административного досудебного порядка урегулирования спора для суда. Поэтому смело можно подавать исковое заявление в суд, не забыв приложить к нему свою экспертизу, претензию направленную страховщику, и решение финансового уполномоченного.
И так на момент рассмотрения дела в суде как правило в материалах дела имеются три противоречивых заключения, сделанных по вашей инициативе, по заявке страховщика и финансового уполномоченного. И тут сформировалась судебная практика, что доверять этим заключениям суд не может, и назначает свою судебную экспертизу. Как правило это заключение суд и положит в основу решения, оно и будет ли доплата страховой выплаты и сколько. На этом этапе стоит побороться со страховщиком и пытаться суд убедить назначить экспертизу в единственное государственное экспертное учреждение – ФБУ «Уральский региональный центр судебных экспертиз», поскольку страховая компания будет заинтересована в продвижении своих экспертов, ведь именно у коммерческих экспертов страховые организации заказывают заключение для определения стоимости ущерба на основании вашего заявления. И если вам удалось убедить судью в выборе экспертной организации, и суть решения трактуется в вашу пользу, тут потребителей ожидает неизбежная встреча со Свердловским областным судом.
Поскольку даже если мировой судья либо судья районного городского суда выносит решение, которое вам нравится, оно считается не вступившим в законную силу. А вступит решение только после истечения месячного срока, либо, если в такой срок была подана жалоба страховщиком, то после апелляционного определения Свердловского областного суда.
И тут потребителя может подстерегать разочарование, поскольку даже если доводы у страховой компании в жалобе абсолютно необоснованные относительно судебной экспертизы, и судебный эксперт ответил в судебном заседании на все вопросы страховщика, судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда, если есть довод о размере ущерба, абсолютно всегда, назначает повторную судебную экспертизу к определенному одному и тому-же эксперту, осуществляющим свою деятельность на договорной основе. Думаю, не стоит упоминать, что это коммерческий эксперт производит досудебные экспертизы по заявкам страховых компаний. Почему данный эксперт стал любимчиком судей областного суда не известно, но можно сразу сказать, что экспертизу он сделает не в вашу пользу. Тут можно только посоветовать не останавливаться на этом, и подавать кассационную жалобу в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, поскольку как вышестоящий суд он может отменить решение областного суда, и также принять во внимание ваши доводы об отсутствии необходимости в назначении дополнительной судебной экспертизы которую назначил Свердловский областной суд.
Подводя итоги хочется сказать, что конечно тяжело иногда получить законный размер страхового возмещения, но как правило суды первой инстанции не заинтересованы в обогащении страховщиков и всегда пытаются занять сторону менее защищённой стороны – простых граждан. Очень обидно, что апелляционная инстанция не только каждый раз пытается увеличить судебные расходы назначая никому не нужную повторную экспертизу, но и назначает ее постоянно одному и тому же эксперту, который работает со страховыми компаниями. Однако на судебную практику можно повлиять, поскольку каждый потребитель может обратиться с жалобой в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с надеждой получить справедливое решение.
Юрисконсульт Талицкого филиала ФБУЗ «ЦГиЭ» СО
Колегов Э.В.
Отказ от отдыха
Гражданином «К» был заключен договор с ИП Ермакова Наталья Алексеевна на приобретение туристического продукта в Лечебно-оздоровительном центре «Демерджи» города Алушта с проживанием в отеле и питанием на 10 дней. В связи с чем был забронирован номер на 2 человека.
В силу непредвиденных обстоятельств за несколько дней до приезда потребитель «К» получил
За консультациями и оказанием правовой помощи при нарушении потребительских прав жители Талицкого, Камышловского, Тугулымского, Байкаловского, Пышминского районов могут обращаться в отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей, реализующий функции консультационного пункта для потребителей Талицкого филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», расположенный по адресу: г.Талица ул. Красноармейская 32, предварительно записавшись по телефону: (34371) 2-11-54 или по сотовому 8 922 2245585.
Дата публикации: 20 сентября 2021 | Категория: Роспотребнадзор
Свежие публикации данной категории
26 декабря Будьте осторожны - бешенство!
18 декабря Когда и зачем носить маски?
16 декабря Как выбрать ёлочную гирлянду
16 декабря Управление Роспотребнадзора: как выбрать елку?
16 декабря Кто наиболее подвержен пневмонии
12 декабря Горячая линия по вопросам качества и безопасности детских товаров, по выбору новогодних подарков
11 декабря Помогают ли народные средства от гриппа?
9 декабря Бешенство!
5 декабря Как применять принципы здорового питания в повседневной жизни
4 декабря Об результатах рассмотрения обращений граждан за 1 полугодии и 9 месяцев 2024 года