Требования к организации здорового питания школьников
На состояние здоровья школьника оказывают влияние многочисленные факторы. Один из важнейших — горячее питание. В Пышминском районе показатель охвата школьников горячим питанием в течение 5 лет держится на стабильно высоком уровне и составляет 96-97%. В 2018 году проведены проверки организации и качества питания в рамках плановых проверок в 3 школах, в рамках внеплановых проверок проверено 9 образовательных учреждений. За выявленные нарушения требований санитарного законодательства при организации питания детей в общеобразовательных организациях было наложено 5 штрафов на сумму 98000 рублей, два дела передано в суд за невыполнение предписания в установленные сроки.
В детском возрасте отношение к правильному питанию особенно важно: от того насколько правильно и качественно организовано питание школьника зависит качество и эффективность его учебы. Предоставление горячего питания в течение учебного дня оказывает активное влияние на качество учебно-воспитательного процесса, повышение успеваемости и сохранение здоровья детей. Именно поэтому проблеме школьного питания уделяется большое внимание.
Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определенных требований:
1. Питание школьников должно быть регулярным. Промежутки между приемами пищи у школьников не должны превышать 3,5-4 часов. Для школьников необходимо организовать 2-разовое питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник.
2. Питание школьников должно соответствовать принципам щадящего питания: необходимо отдавать предпочтение использованию определенных способов приготовления блюд (варка, приготовление на пару, тушение, запекание). Продукты с раздражающими свойствами следует исключить (жареные, жирные блюда, острые приправы, жгучие специи), так как такая пища способствует раздражению слизистой оболочки стенок ЖКТ.
3. Питание школьников должно быть полноценным и сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьников обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры, углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, микроэлементы, некоторые жирные кислоты. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
4. Калорийность рациона школьника должна быть следующей:
- 7-11 лет – 2350 ккал
- 14-17лет – 2713 ккал
- если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.
5. Ежедневно в рационах 2 - 6-разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2 - 3 дня.
6. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.
7. Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п. с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.
8. В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.
9.Ежедневно в обеденном зале вывешивают утвержденное руководителем образовательного учреждения меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий.
10 Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и в соответствии с принципами щадящего питания не допускается использовать пищевые продукты и изготавливать блюда и кулинарные изделия: пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности; остатки пищи от предыдущего приема и пища, приготовленная накануне; плодоовощная продукция с признаками порчи; мясо, субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных, рыба, сельскохозяйственная птица, не прошедшие ветеринарный контроль; субпродукты, кроме печени, языка, сердца; непотрошеная птица; мясо диких животных; яйца и мясо водоплавающих птиц; яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам; консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток; крупа, мука, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями; любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления; кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты); зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы; творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжная сметана без термической обработки; простокваша-"самоквас"; грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные; квас; молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию; сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы; блюда, изготовленные из мяса, птицы, рыбы, не прошедших тепловую обработку; жареные во фритюре пищевые продукты и изделия; уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы; острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты; кофе натуральный; тонизирующие, в том числе энергетические напитки, алкоголь; кулинарные жиры, свиное или баранье сало, маргарин и другие гидрогенизированные жиры; ядро абрикосовой косточки, арахис, газированные напитки; молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров; жевательная резинка; кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%); карамель, в том числе леденцовая; закусочные консервы; заливные блюда (мясные и рыбные), студни, форшмак из сельди; холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья; окрошки и холодные супы; макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом; яичница-глазунья; паштеты и блинчики с мясом и с творогом; первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления.
11. Овощи урожая прошлого года (капусту, репчатый лук, корнеплоды и др.) в период после 1 марта допускается использовать только после термической обработки.
12. Наряду с основным питанием возможна организация дополнительного питания обучающихся через буфеты образовательных учреждений, которые предназначены для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, пищевых продуктов в потребительской упаковке, в условиях свободного выбора. Ассортимент дополнительного питания утверждается руководителем образовательного учреждения и (или) руководителем организации общественного питания образовательного учреждения ежегодно перед началом учебного года.
13. Реализация кислородных коктейлей может осуществляться только по медицинским показаниям и при условии ежедневного контроля медицинским работником образовательного учреждения.
14. Реализация напитков, воды через буфеты должна осуществляться в потребительской таре емкостью не более 500 мл. Разливать напитки в буфете не допускается.
15. Не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре.
16. Обеспечение в процессе технологической и кулинарной обработки продуктов питания их высоких вкусовых качеств и сохранения исходной пищевой ценности.
17. Учет индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников (потребность в диетическом питании, пищевая аллергия и прочее).
18. Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, соответствие сырья и продуктов, используемых в питании, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренным техническим регламентом о безопасности пищевой продукции.
19. Для обеспечения физиологической потребности в витаминах допускается проведение дополнительного обогащения рационов питания микронутриентами, включающими в себя витамины и минеральные соли. Для дополнительного обогащения рациона микронутриентами могут быть использованы в меню специализированные продукты питания, обогащенные микронутриентами, а также инстантные витаминизированные напитки промышленного выпуска и витаминизация третьих блюд специальными витаминно-минеральными премиксами. Замена витаминизации блюд выдачей поливитаминных препаратов в виде драже, таблетки, пастилки и других форм не допускается. О проводимых в учреждении мероприятиях по профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности администрация образовательного учреждения должна информировать родителей обучающихся.
20. Питьевой режим в образовательном учреждении может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в емкости. Должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении. Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения, должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.
Заведующая отделом санитарно-гигиенических
экспертиз, врач по общей гигиене Талицкого филиала
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской
области» Е.А. Перепелкина.
11.03.2019
Дата публикации: 11 марта 2019 | Категория: Роспотребнадзор
Свежие публикации данной категории
30 октября Чем опасны вирусные гепатиты!
28 октября ВИЧ-инфекция!
28 октября Профилактика гриппа и ОРВИ на каникулах
22 октября Ответы на вопросы по вакцинации от гриппа
15 октября Публикация рейтинга территории по охвату прививками по гриппу!
8 октября Развенчание мифов о гриппе и вакцине
4 октября Профилактика гриппа и ОРВИ на рабочих местах
30 сентября Профилактика листериоза